Главная

О компании

Направления

Авиабилеты Заказ Горящее Новости Погода Где купить? Форум

<

Наши скидки

<

Почему мы?

<

Как купить тур?

<

Бронирование

 авиабилета

<

Бронирование

отеля

<

Бронирование

круиза

<

Поиск

ПОПУТЧИКА

<

  / О туризме / Туристическое агентство /
 

Профессия: турагент

 

Менеджеру по туризму

 

Как вы думаете, в чем заключается работа турагента? Почему-то многие рисуют себе благостную картинку: сидишь в отдельном кабинете в кресле, встречаешь гостей-клиентов, рассказываешь им о разных экзотических странах, сам бываешь за границей регулярно, бесплатно путешествуя по миру. Ошибаетесь, господа, на деле все не так просто.

Работа турагента (или, как его предпочитают называть некоторые эксперты, трэвел-агента) — это тяжелый труд: общение с капризными клиентами, бронирование билетов, организация трансферов и получение виз, продумывание туров, заполнение анкет. Вкалывать, как папа Карло, придется довольно долго, и только став более-менее опытным специалистом, агент может рассчитывать на приятные дивиденды в виде поездок за границу.

Как считают сами акулы туриндустрии, без практики стать хорошим турагентом невозможно. Только поработав пару лет в этой сфере, человек приобретает нужный опыт и может сказать, что кое-что умеет в своей профессии. Все тонкости он освоит лет через десять. Квалифицированные специалисты вырастают внутри компаний, дополнительно проходя курсы обучения, при условии, что у них есть желание продвигаться. А вчерашний выпускник вуза, как уверяют большинство работодателей, вообще почти бесполезное фирме существо; сотрудникам, и без того занятым по горло, предстоит еще и его учить. Не потому, что новичок плохо занимался в институте, а потому, что знания он получил главным образом теоретические.

Да и как всему научиться, если индустрия туризма имеет множество направлений: образовательные туры, массовые и индивидуальные путешествия, VIP-отдых, деловые поездки, организация визовой поддержки, работа в системах бронирования (авиабилетов, гостиниц, автомобилей). Сегодняшний рынок не дает турагентствам времени на обучение новых специалистов — отрасль столь активно развивается, что кадровый голод становится все ощутимее.

«Как правило, работающий в туристической фирме агент специализируется на чем-то одном. К примеру, он умеет бронировать билеты, но незнаком с остальными видами деятельности. К сожалению, такой специалист развивается крайне медленно, к тому же часто он не хочет осваивать новые направления, остановившись на единственном. Однако активно развивающаяся туриндустрия нуждается в агентах-универсалах, а такие кадры — огромный дефицит», — считает генеральный директор Академии делового туризма CTA Олег Мадудов.

 

Делу время, потехе час

Среди различных туристических направлений высшим пилотажем многие специалисты туристической сферы называют бизнес-трэвел. Возможно, потому, что деловой туризм предъявляет более высокие требования к агентам в связи с той ответственностью, которая на них лежит, — ведь если компания не выполняет взятых обязательств и не оправдывает ожиданий заказчика, то теряет не одного или двух клиентов, а целый штат сотрудников крупной организации. Поиски нового клиента требуют немалого времени, наличия надежных партнеров и нужных связей. Поэтому все услуги в этом направлении туристического бизнеса с приставкой «сверх»: разработка нестандартного маршрута и его реализация без сучка без задоринки, встреча и проводы гостя через VIP-зал, бронирование элитного отеля и авиабилетов любого класса, организация чартерных рейсов, заказ дорогого автомобиля, составление развлекательной программы и проведение экскурсий, предоставление услуг профессионального гида-переводчика. И сегодня появились специализированные компании, занимающиеся исключительно бизнес-поездками. Сотрудники таких агентств должны уметь отличать конференцию от семинара, выставку от конгресса и т. д. При этом в их обязанности входит и бронирование билетов, и визовая поддержка, и остальные «прелести» организации туров за границу. Цель этих поездок абсолютно иная, нежели у путешествий, в которые отправляются простые «руссо туристо», — плодотворно поработать. Впрочем, не только — ведь в наше время возможна и такая вещь, как корпоративный отдых.

В последние годы фирмы, особенно крупные, считают своим долгом поощрять наиболее ценных сотрудников поездками за счет компании, поэтому на пока еще несформированном рынке делового туризма растет сектор инсентив‑туризма. В целом Business Travel считается одним из наиболее быстро развивающихся направлений этой индустрии. По оценкам экспертов, объем делового туризма в России увеличивается в среднем на 30–50 % в год.

С одной стороны, активное развитие отрасли заставляет владельцев туристических агентств задуматься о дополнительной подготовке кадров. С другой, приводит к тому, что на рынке появляются непрофильные организации, пытающиеся найти свое место под солнцем. Этим неспециалистам также требуются профессиональные трэвел-агенты. Как видите, трэвел-агент — основная фигура в мире туризма. По большому счету он — администратор, тарификатор и менеджер в одном лице, к тому же должен знать английский язык и уметь общаться с людьми. Но где взять такого профессионала?

 

Всяк на свой лад

В нашей стране специалистов в сфере hospitality (гостеприимство) готовят порядка полусотни образовательных учреждений. Согласитесь, это достаточно много. Так почему же тогда руководители турагентств сетуют на нехватку квалифицированных кадров, видят в подготовке персонала серьезную проблему?

«Вузов и курсов, готовящих специалистов в области туризма, множество, однако я еще не видел выпускника, который был бы в состоянии начать нормально работать с первого дня выхода в агентство. Вчерашний студент, делающий первые шаги в нашей индустрии, не имеет даже основных практических навыков — в течение пяти лет ему давали лишь теоретические знания, которые он не в состоянии применить на деле. Возможно, проблема заключается в том, что преподаванием занимаются по большей части не практики, поэтому знания выпускников не привязаны к жизни. И мы вынуждены заниматься доучиванием молодых специалистов. Но на это у сотрудников туристической компании нет времени», — говорит генеральный директор агентства Andrews Travel House Андрей Воронин.

 

Идеальный выход?

Не пуская дело на самотек, сами турагентства делают попытки получить профессионала в кратчайшие сроки разными путями. В частности, некоторые компании открывают собственные учебные центры, где занимаются новички и те, кто еще только планирует связать свою жизнь с индустрией туризма. Другой вариант — отправить молодых людей, подающих надежды, на проверенные курсы, оплаченные либо будущим работодателем, либо самим учеником.

В обязательную программу курсов входит изучение английского языка, клиентского сервиса, систем бронирования, концепции построения тарифов, приобретение навыков продаж, разрешения конфликтов и оформления виз. Упор делают на практическое применение знаний. Ученики педагогов-практиков в обязательном порядке проходят полуторамесячную стажировку в одном из агентств. К окончанию курса ученик становится трэвел-агентом — универсалом, которому обеспечена работа в туристической компании. Стоимость таких специалистов на рынке труда как минимум 600–800 долл. Через полтора-два года зарплата удваивается. Для девушки (а в туристической индустрии трудятся главным образом представительницы слабой половины человечества) это неплохой доход.

Опытные руководители туристических фирм считают обязательным повышение квалификации сотрудников, даже тех, кто не первый год работает в этой сфере. В наше время постоянно появляются новые технологии, методики, направления, и компания должна быть в курсе этих инноваций, чтобы держаться на плаву и развиваться дальше. Обучение хотя бы части специалистов раз в полгода-год — почти закон для стабильно работающих агентств. Это могут быть разные курсы по маркетингу, психологии продаж, рекламе, которые необходимы в работе турагента.

Достигший высокого профессионального уровня агент может не бояться за свое будущее. Поскольку в этой сфере классные специалисты (по причине их немногочисленности) известны всем, он может рассчитывать на хорошие предложения. Компании переманивают и перекупают друг у друга профессионалов, и здесь уже речь идет о весьма значительных суммах: хватит и на хлеб с маслом, и на икру. Если вы достигнете такого уровня — честь вам и хвала. Но для этого, сами понимаете, придется потрудиться.

 

 

 

 

Путешествия начинаются тут

                            

 


Updated 17.07.10